Логотип
 
 

ГлавнаяАрхив новостейЧто общего между американским тренажером для посадки на Луну и советским турболетом 1955 года
 

Что общего между американским тренажером для посадки на Луну и советским турболетом 1955 года

 

 

 

Возможность высадки человека на Луну 20 июля 1969 года явилась результатом колоссальной работы огромного числа людей и вложением баснословных по временам 60-х годов прошлого века денег. Амбициозная миссия требовала амбициозных подходов. Приходилось разрабатывать и испытывать новые технологи, о которых раньше можно было прочитать только в научной фантастике. Нередко испытания этих технологий сопровождались риском для жизни.

Кто был первым на Луне?

Первым человеком, ступившим на поверхность Луны, был американский астронавт Нил Армстронг. Со своим «огромным скачком для всего человечества» он достиг того, что считалось невозможным. Однако мало кто знает, что за год до этого величайшего события астронавт мог погибнуть.

Для подготовки экипажей программы «Аполлон» к высадке на Луну американское аэрокосмическое агентство NASA использовало специальные летательные средства с технологией вертикального взлета и посадки.

Читайте также: Подготовка к первой пилотируемой миссии на Луну. Как это было

Пять таких аппаратов (два испытательных, и три тренировочных, LLRV и LLTV) были разработаны компанией Bell Aircraft Corporation и применялись NASA в качестве летающего симулятора лунного модуля.

Особенность этих машин заключалась в том, что их двигатели были настроены таким образом, чтобы можно было имитировать полет и посадку в условиях окололунного пространства, где гравитация в 6 раз ниже, чем на Земле. С помощью обычных вертолетов это сделать было невозможно. Многотонную машину было очень опасно накренять при низкой высоте. А имитация посадки на Луну проводилась именно на небольшой высоте около 60-90 метров над землей. Использующиеся аппараты можно было сильно наклонять в полете и наблюдать за отзывчивостью систем.

Конструкция этих машин состояла из алюминиевых рам треугольной формы с четырьмя стойками шасси. Кабина пилота располагалась между двумя передними стойками, прямо под основным реактивным двигателем, развивающим тягу на уровне 5/6 от веса самого аппарата. Это позволяло имитировать полет в условиях лунной гравитации. Но выглядело все, как полет на пороховой бочке.


Схема летающего симулятора лунного модуля

Аппарат также имел два запасных двигателя для вертикальной стабилизации, которые должны были запускаться в случае выхода из строя основного. Управление креном, тангажом и рысканьем осуществляется при помощи 16 малых пероксид-водородных двигателей, связанных с кабиной пилота через электронную систему управления полетом. Для создания необходимого давления в топливной системе на основе пероксид-водорода двух основных и 16-и рулевых двигателей использовался гелий под высоким давлением, находящийся в баках, установленных на шасси тренажера.

Как Нил Армстронг чуть не погиб

6 мая 1968 года, то есть за год до полета на Луну, Нил Армстронг готовился к выполнению своего 21 тренировочного полета на подобном тренажере. Первые 20 полетов до этого прошли без запинки. Но в этот раз, что-то явно пошло не так.

Через несколько минут полета, аппарат, которым управлял Армстронг резко накренился на одну сторону и начал быстро снижаться. Полет проходил на высоте около 61 метра над землей, поэтому у Армстронга не было времени на раздумья.

К счастью, Нил успел вовремя дернуть ручку катапультирования и безопасно спустился на землю на парашюте. Историки говорят, если бы он замешкался хоть на секунду, то погиб.

По словам очевидцев, Армстронг был человеком, способным сохранять полное хладнокровие даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях. Практически сразу же после инцидента, который мог лишить его жизни, Нил просто вернулся в свой кабинет и остаток рабочего дня занимался бумажной работой как будто ничего и не было.

Следует добавить, что за время подготовки пилотов космических миссий программы «Аполлон» было уничтожено 3 летательных тренажера. Тем не менее, это не помешало руководителям проекта продолжать подготовку к высадке.

Последние два оставшихся тренажера (LLRV-2 и LLTV-3) теперь находятся в музеях.


Лунный тренажер LLTV-3 в музее Космического центра имени Джонсона (США)

У СССР тоже были подобные разработки

За свой внешний вид, не похожий ни на какие другие летательные аппараты, американские аппараты для отработки лунных посадок получились прозвище «летающая кровать». У СССР тоже были подобные летающие тренажеры, использующие технологию вертикального взлета и посадки.

Читайте также: Почему космонавты СССР не полетели на Луну?

Причем, появились они гораздо раньше, чем у США. Советские были разработаны в 1955 году, у американцев они появились только в 1963-м.

Официально советские аппараты назывались турболетами. Однако в шутку их прозвали «летающими столами». Как и в случае с американскими аппаратами, испытательные полеты на турболете были очень опасны. Машина не обладала большой устойчивостью, поэтому вероятность опрокидывания была весьма высока. В случае отказа двигателя аппарат превращался в обычный кусок железа, летать который, как известно, склонен только вниз и очень быстро.


Турболет в 1958 году на воздушном параде в Тушино


Турболет в музее ВВС Монино

В отличии от американских тренажеров, которые использовались для подготовки людей к высадке на Луну, советские применялись для отработки технологий вертикального взлета и посадки палубного штурмовика ЯК-38 на палубу авианосца.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий из мира науки и технологий.

 
Гостей на Территории: 19
Среди гостей:
YandexBot, AhrefsBot, Googlebot, YandexMetrika, CCBothttpscommoncrawlorgfaq